Старая обувь в культе предков

Старая обувь в культе предков

Особняком стоят обряды и поверья, относительно обуви, в похоронной обрядности.

Возможно вас заинтересуетНародные обряды со старой обувью

Похоронный обряд

У вотяков существует следующий похоронный обряд.
По завершении поминок, устраиваемых по умершему человеку, проводятся проводы умерших. Берется поношенный, но еще прочный лапоть. В него укладывали перья и пух домашних птицы и уголёк с очага. Самый главный в семье, хозяин, относит его за околицу деревни. Раздувает уголь, и говорит такие слова:

«Старики, ешьте, пейте, да уходите отсюда!
Кто нам завистник, того с собой уведите!»
Затем, мужчина оставляет лапоть сгореть, а сам, молча возвращается домой.

Поминальный обычай

У чувашей из Казанской губернии, встречался такой поминальный обычай.

Поминки по усопшим совершались в Ведший (великий) четверг, на страстной неделе. Либо в среду или субботу страстной недели. Либо мертвых поминали в день, который наступал на седьмой неделе после Пасхи. День такой назывался «день выхода мёртвых», виль тухны кун. В это время, по поверьям, покойники отпускались из могил на волю, на белый свет. При этих поминках происходило обрядовое сожжение старых лаптей и обуви, специально приберегаемых для этого случая.

Помимо этого, готовилось большое праздничное угощение, варилось пиво. Люди брали с собой крашение яйца, блины. И вся деревня выходила в поле, либо на реку, где и раскладывался большой костер из старых лаптей и сношенной обуви. Через этот костер собравшиеся перепрыгивают до трех раз. Такой костер чаще всего разводили в полдень. Затем уходят домой, и приглашают к себе покойников :

«Приходите дедушки, бабушки, детушки!
Для вас сварены яйца и напечены блины!»

В некоторых местах, костер из лаптей делали перед поминками. В некоторых после. Иногда лапти сжигались в бане.

Читайте также  На какую планету вы полетите? Веселый тест!

Что интересно, в старую обувь, в эти дни обуваться было нельзя. Человека, который во время этих поминок обувает новые сапоги или лапти, считали колдуном, наговорщиком, тогатмышем, или заклинателем.
Таким образом, обряды сожжения старой обуви, производимые во время, или после поминок, в дни всеобщего поминания, являются своеобразной жертвой умершим предкам. Считалось, что умершие могут «пользоваться» всем, что в их честь сожжено.

Старая обувь в культе Домового

домовой

Со старой обувью, ботинками и сапогами, связано почитание такого персонажа, как Домового. Который, по некоторым мнениям, является олицетворением духа древнего умершего предка, «оставшегося» дома, а не ушедшего в мир иной. И всё жилище находится под его покровительством. Домовой может жить за печкой, или в старом сапоге. В этом же самом сапоге, Домового можно перевезти на новое место жительства, если семье приходится переезжать в новый дом.
В Стоглавом сборнике, есть такое свидетельство об обряде сжигания старой обуви, связанном с умершими предками, до монгольской эпохи на Руси.

Сжигание обуви в культе предков

Накануне вторника Фоминой недели, разжигались костры, в которые бросали старую обувь. Затем готовилась поминальная еда, и топилась баня для умерших. В баню приносили веник, мыло и чистое белье. Сами при этом не мылись. Это считалось греховным в данный день, в бане можно было повстречаться с умершими, и разозлить банника. В бане же, в закрытой комнате, накрывали стол для умерших родственников. Так же, приносили пепел от костра, в котором сжигалась старая обувь, и рассыпали пепел посреди бани.

На другой день, на пепле искали следы. Если следы находили, то это означало, что духи умерших предков приходили к своим живым, они приняли поминальное угощение, и они довольны. При этом говорили – «Приходили к нам навья(т.е. покойники), мыться!» И люди верили в то, что умершие их предки, будут весь год помогать и поддерживать живых, отводить от них беду.
В некоторых случаях, эти поминальные события были приурочены к Радунице, дню всеобщего, то есть «вселенского», общецерковного поминовения усопших.

Читайте также  Взаимодействие камней и человека

Почему старая обувь приносится в жертву?

Существует мнение, что старая обувь может быть рассматриваема как часть самого человека, приносящего эту жертву. Как подобие какой-нибудь части своего тела, волоса, крови, или своего имущества. Цель такой жертвы духам, обычно имеет целью удовлетворить этой частицей духов, что бы предохранить всё остальное.

Кроме того, у различных народов, существует обычай класть в гроб умершему пару обуви, для того, что бы умершему было легче произвести переход в потусторонний мир. По некоторым описанным свидетельствам, в гроб иногда клали даже лапти, которые были начаты плестись, но не закончены. При этом, клали и кочедык (особое шило, для плетения лаптей) Может возникнуть вопрос, о нелогичности того, что обувь жертвуется умершим спустя долгое время, после их смерти, и перехода в другой мир.

Но народные обрядовые действия развиваются не всегда в соответствиями с законами логики. Однако, объяснение возможно. Поскольку, умершие в поминальные дни приходят в жилища своих живых родственников, то после этого, для них предстоит переход обратно. Старая обувь для этого годится лучше, чем новая, так как старая разношена и обношена, не сможет стать «неудобной» для духов. И при этом, условно, является частью и жертвой от живых родственников.

В наше время, связь старой обуви, с культом предков безусловно забыта. Но существуют отголоски от древних обрядов и верований, связанных с обувью, и в наши дни.

 

Связаться с автором Дина Д
Аватар

Дина Д

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *