СИМВОЛИЗМ ДОМА У СЛАВЯН

СИМВОЛИЗМ ДОМА У СЛАВЯН

ЛЕЧЕБНАЯ МАГИЯ ДОМА

Существует область знаний, которую принято называть «народной медициной». Это раздел народной культуры, является очень сложной системой, постоянно изменяющейся, включает в себя различные магические понятия и процедуры. Многие магические методы лечения были утрачены со временем. Но значительная часть языческих верований и опыта продолжают по сию пору жить в народном сознании.

В лечебных обрядах, направленных на профилактику, предупреждение болезней, и непосредственно на исцеление от различных недугов, играет большую роль время и место их проведения. Таким местом часто выступает дом и его отдельные части. Сами стены, крыша, труба, двери, окна, порог, потолок, главная балка потолка, пол.

ОБЕРЕЖНАЯ МАГИЯ

Что бы предупредить возникновение болезней, у наших предков существовала целая система профилактических мер. Для отпугивания злых духов на дверях наносили кресты, мелом, дегтем, святой водой, специально приготовленным тестом). Возле входной двери ставили метлу, прутьями вверх, притолоки омывали водой, в которой растворяли четверговую соль, защитные травы, золу, собранную из семи печей, земляной уголь, выкопанный в Купалье, из под чернобыльника.

Символизм МАТИЦЫ

дом

Главная балка дома, под потолком, называлась матица. Это был важный элемент конструкции избы, который имел не одно символическое значение. В основном функции определялись как обережные, защитные, призванные для того, что бы обезопасить дом и его обитателей от прихода злых сил, в том числе и болезней. При строительстве нового дома, при закладке матицы, выполнялись особые обряды. Затем, на матицу вешали ветку омелы, чертополоха.

Считалось, что беда не войдет в такой дом. К матице подвешивали старый веник, что бы бессонница не нападала на маленьких детей. Ночную бессонницу у детей лечили, взяв ребенка на руки, и трижды касались его ножками матицы. При этом нужно было трижды сплюнуть, и приказать духу Полуночницы не ходить, дитя не будить, а играть со ступкой и пестом, и с матицей.

Читайте также  Богиня Лакшми

Существовал обряд, в случае тяжелой и мучительной болезни человека. Нудно было пойти на вышку(чердак), и просить матицу, уж если жить человеку, то пусть живет, и просить матицу дать ему здоровья. А если умереть, то пусть умрет, и не дай бог, ему мучиться.

Для избавления от болей в пояснице следовало вырубить во время восхода солнца три креста на трех балках поддерживающих потолок в избе.
Против чумы окружали дома веревкой, сплетенной в течении одной ночи, семью женщинами, из семи домов.
В Рождество, нужно было перекинуть через крышу дома головню из печи, что бы обезопасить домашних от лихорадки.

МАГИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ МАГИЯ

По некоторым поверьям, лечение больного заключалось в том, что человек должен был переночевать двенадцать ночей, в двенадцати разных домах поочередно.
Больного ребенка ставили посреди избы, и мели к нему мусор из всех углов дома. После чего, сам сор и метлу, которой мели, выбрасывали прочь из дома. В некоторых случаях, на мусорную кучу, вместе с сором выносили и символически выбрасывали и самого ребенка. Считалось, что таким образом, вместе с мусором, выметается из дома и сама болезнь.
Слабого и болезненного ребенка лечили так. Отец обходил дом три или девять раз, и через окно спрашивал мать – «Что ты варишь?». Она в это время «варила» в горшке рубашку ребенка, и отвечала – «Варю хворость нашего дитя!»

Иногда выполняли такой способ. Обходили несколько домов в деревне, и просили муку. Из неё пекли хлеб. Мука могла быть из трех, семи или девяти домов. Хлеб должен был получиться большой, и с дыркой посредине (калач). Через эту дырку протаскивали ребенка, после чего хлеб относили либо на перекресток, либо за пределы деревни, за околицу. Если хлеб съедали собаки, то болезнь отступала.

Читайте также  Финансы на уровне нашей энергетики и действий

Мотивы привлечения каких-либо продуктов, взятых из других домов, присутствуют и в других лечебных и обережных обрядах. Так, например, собирали по три ложки разной еды в девяти домах, опускали в воду, и купали в ней больное дитя.

В других случаях, просили в сорока домах по куску хлеба, иногда и соль, и давали заболевшему по куску этого хлеба ежедневно, в течении сорока дней.
Порог дома и двери являются символами перехода из своего, дружественного и привычного мира, в мир внешний, чужой и враждебный. Они ограждают внутреннее пространство дома как от демонических сил, несущих зло и болезни, так и от людской злобы.

На пороге выполняли магические обряды как защитные, с целью предотвращения болезней, так и для исцеления людей.
Так, больного ребенка, клали на пороге, и заставляли собаку трижды перепрыгнуть через него. Делали это три дня подряд.
В случае судорог у ребенка, его клали в избе около порога, или под скрещивающимися балками потолка, накрывали дежой (кадушка для приготовления теста) и разбивали на ней глиняный горшок.

Так же, на пороге лечили боли в пояснице. Больной ложился на порог, а знахарь постукивал по больному месту топором. Иногда звали ребенка, что бы он потоптался ножками по пояснице. И ждали, пока кто-нибудь переступит через больного, лежащего на пороге.

Мать могла лечить ребенка от болезней головы так. Она укладывала ребенка на пороге хаты, и отрезала немного волос, с его головы. После чего ставила дитя на ноги, и проделывала отверстие в косяке двери, туда вкладывала волосы, и закрывала его куском осины.
Считалось, что болезнь сойдет с дитя, останется там, в косяке двери.

Читайте также  Религия как способ познать себя

 

Связаться с автором Дина Д
Аватар

Дина Д

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *