Древние обряды у мордвинов

Древние обряды у мордвинов

Мордвины – это фино-угорский народ, проживающий между реками Волгой и Окой. Христианизация этого народа произошла гораздо позже, чем на других территориях современной России. Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, в 1745 году. Были построены православные церкви и земские школы, преподавание в которых велось на родном языке.

Древние обряды у мордвинов

Мордвины охотно посещали школы и православные церкви. Но при этом, люди молились и в церкви, и соблюдали свои старые языческие обряды.

Обряд у священных лип

дерево липа

В день Троицы мордвины сначала молились в церкви, затем совершали моления под липами, которые считались священными деревьями. Из каждого дома приносили блины, просяные лепешки, мясо, яйца, брагу. Все это раскладывали возле деревьев, и собирался весь деревенский народ. Сюда же приходили и священники с дьяконами. Люди собирали для них угощение, по караваю хлеба от каждого дома. И после этого начинали молиться по своему старинному обычаю.

Одна из старых женщин брала блин, клала на него разрезанное на четыре части яйцо и несколько кусочков мяса, солила все, и начинала молиться о том, что бы Бог Щкай дал всем здоровья, что бы уродился хлеб и плодился скот. За старшей следовали другие женщины, повторяя её действия. После того, когда над едой были произнесены молитвы, люди угощали друг друга своей едой и брагой.

Обряды у священных ручьев

священный ручей

В другие дни, после молитв в церкви, происходило моление на роднике. Мужчины приносили из церкви иконы, а женщины различную еду и брагу в кувшинах. Присутствовали так же священники, которые служили молебн с водосвятием. Люди снова ели и пили. И просили своего Бога о благостях для всех. Когда кувшины были пусты, они набирали освяшенную воду из родника, и несли её домой.

Читайте также  Как работают защиты. Примеры из жизни реальных людей

Священные Братчины. Моления на свечу Шатол

Следующие моления на Троицу назывались Братчинами. На каждом молении была своя особая свеча — Шатол. Это огромная самодельная свеча, считающаяся священной. Сила свечи считалась очень большой. Шатол был высотой более метра, и в диаметре до 10 см. Кто и когда делал старинные Шатолы знали далеко не всегда. Зажигали её многие годы, и после принятия христианства почитали наравне с православными иконами.

Свеча сохранялась весь год, в одном их дворов. В амбаре, в специальном длинном узком кузове из вязовой коры, в подвешенном виде. Спустя год все собирались на моление в том доме, где хранилась свеча.

Шатол вносили в дом, пришедшие приносили с собой снова еду и брагу, отрезки холста и медные монеты, 2-3 копейки. Старейший Рода торжественно вынимал свечу из кузова, и полотенцем прикреплял Шатол к ушку поставленного посреди избы ушата с брагой. Брагу в один общий ушат сливали все пришедшие.

Женщины участвовали в торжестве наравне с мужчинами. По углам избы были разложены принесенные угощения. Тут же, в других углах, стояли христианские иконы, возле которых ставили четверть водки. Под образами лежал и кузовок из под свечи.

Хозяйка зажигала священный Шатол, и начинала молитву:

«Кормилец воск, вот настал твой праздник, все мы собрались к тебе с хлебом-солью, дай нам здоровья и хорошую жизнь!
Пусть уродится у нас хлеб и размножится скот. 
Дома наши сохрани от огня и всякого несчастья!»

После чего все женщины подходили к хозяйке, и передавали ей принесенные холсты и монеты. Хозяйка брала каждый холст, прикладывала его разными сторонами к священной свече, и клала его на стол с едой. То же самое проделывалось и с монетами. При этом хозяйка говорила –
«Вот жена Ивана, принесла тебе в дар холст и деньги! Дай ей здоровья и счастья, умножь её состояние, что бы было чем и на следующий год устроить тебе праздник!»
Таким образом хозяйка перечисляла всех пришедших женщин.

Читайте также  Применение фотографий в эзотерических практиках

В некоторых деревнях, все подходили к свече, и целовали её, в знак почтения, и делали земные поклоны. А так же, обжигали себе над пламенем свечи себе волосы. Мужчины на лбу, женщины на висках.

По окончании этого обряда все прикладывались к свече, и моление заканчивалось. Хозяйка заливала огонь Шатола брагой, и мужчины считали холсты и деньги. Затем все занимали место за столами, и начинали пировать до самого вечера. На закате все начинали провожать Шатол в следующий, очередной дом. Тот хозяин, в чей дом отправлялась свеча, приносил икону. Шатол снимали с ушата с брагой, заворачивали её в холст, и торжественно, с иконами впереди, несли все вместе, кто присутствовал на молении, в новый дом. А в новом доме все уже было готово для принятия гостей. Накрыты столы, блинами, лепешками, яйцами и мясом.

Войдя в избу, хозяева прежнего дома и нового, ставили иконы на божницу, Шатол клали в кузов, и ставили рядом. После чего гости продолжали есть и пить. А свечу, на следующее утро, хозяин выносил и подвешивал в амбаре, до следующей Троицы.

Таков старинный праздник небольшого народа мордвы. Уникален он тем, что старинные языческие обряды в нем смешиваются с христианскими. Шатол сопровождается иконами, на роднике проводится молебен, а сами люди с удовольствием молятся в православной церкви.

Однако, такие мирные смешения происходили не везде, и со временем, церковное духовенство стали вытеснять языческие корни обрядов. Что постепенно привело к их забвению. В настоящее время, люди, и особенно молодежь, интересуются верованиями своих предков, и даже в некоторых местах восстанавливают обряды Братчины.

 

Связаться с автором Дина Д
Аватар

Дина Д

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *